Росздравнадзор: в Псковской области простаивает дорогостоящее медицинское оборудование на общую сумму в 342 миллиона рублей
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в период с 25 по 29 апреля 2016 года провела внеплановую выездную проверку Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации (далее - Комитет).
В 2015 году Росздравнадзором с привлечением внештатных специалистов Минздрава России уже проводилась проверка Комитета по вопросам организации оказания медицинской помощи жителям Псковской области и соблюдения прав граждан при ее оказании, по результатам которой был разработан и утвержден поквартальный план мероприятий по снижению смертности в регионе.
После этого Территориальным органом Росздравнадзора по Псковской области проводились контрольные мероприятия за устранением выявленных нарушений, в ходе которых было зафиксировано невыполнение в установленный срок ранее выданного Службой предписания.
Результаты проверки, проведенной в апреле 2016 года, подтвердили, что план по достижению индикаторов и снижению смертности в регионе выполнен Комитетом не в полном объеме (на 73%).
Так, несмотря на снижение в 2015 году показателей смертности по ряду причин, в I квартале 2016 года в Псковской области показатели общей смертности и смертности от болезней системы кровообращения являются самыми высокими среди субъектов Российской Федерации, а младенческая смертность занимает первое ранговое место среди субъектов Северо-Западного федерального округа.
В 2016 году также, как и в 2015-м, отдельные положения Территориальной программы государственных гарантий на текущий год создают условия для нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья.
В регионе нарушается маршрутизация пациентов, не соблюдаются Порядки и клинические рекомендации при оказании медицинской помощи населению.
Также в Псковской области, по-прежнему, выявляются факты списания вакцин, что свидетельствует о неэффективном использовании средств федерального бюджета.
Установлено, что в 2016 году не устранены нарушения в части простоя и эффективного использования медицинского оборудования, в том числе дорогостоящего, выявленные в ходе прошлогодних контрольных мероприятий. В частности, на момент проведения проверки в регионе не были введены в эксплуатацию 42 единицы медицинского оборудования на общую сумму в 342 136 211 рублей.
До сих пор не реализована вторая задача программы модернизации здравоохранения - внедрение современных информационных систем в здравоохранение (не устранено по итогам проверки Росздравнадзора от 23.01.2015).
Строительство перинатального центра ведется с отставанием от сетевого графика, что создает высокий риск несоблюдения сроков его ввода в эксплуатацию; не заключены контракты на поставку медицинского оборудования; зафиксирован низкий уровень использования денежных средств.
Также полномочия по организации обеспечения населения лекарственными препаратами, переданные субъектам Российской Федерации Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», выполняются Комитетом не в полном объеме и с нарушениями.
Выявлены грубые нарушения прав граждан на получение качественной и доступной медицинской и лекарственной помощи.
Росздравнадзор считает, что недостижение индикативных показателей свидетельствует о неполной реализации мер, направленных на снижение смертности населения, некачественном оказании медицинской помощи населению региона и недостаточном ведомственном контроле.
По результатам проверки Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения выдала Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации предписание с требованием принять меры по устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь. Материалы надзорных мероприятий переданы в Министерство здравоохранения Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Губернатору Псковской области.
Псковская область остается на особом контроле Росздравнадзора.